Проституция в Японии существует уже очень давно. На протяжении всего средневековья удельные князья (даймё) вели то затихающие, то прекращающиеся войны. Войска ходили в походы, самураи и простые воины гибли на поле брани или от болезней, оставались вдовы… Рыбаки уезжали на далекие ярмарки и оставляли своих жен без присмотра, лодочники увозили с собой рыбаков и уезжали сами…
maboga
дата:
В течение всей истории Японии мы видим мужчин, уезжавших далеко и надолго от дома, женщин, остававшихся без мужей, девочек, у которых не было приданого, чтобы выйти замуж. Немудрено, что в такой обстановке не мог не развиться бизнес секс-услуг. Двумя основными видами организованной проституции Древней Японии были чайные домики (сатэн) и бани (сэнто). Девушки, соответственно, были по совместительству официантками и банщицами. Было также множество “индивидуалок”. Традиционно близкими к полусвету были актеры театра кабуки (напомним, что ими были только мужчины), некоторые из которых по совместительству были проститутами-гомосексуалами.
maboga
дата:
Наибольшее количество проституток приходилось на крупнейшие города, среди которых выделялась имперская столица Киото и центр торговли – Осака. В 1603 году Токугава Иэясу окончательно собрал в своих руках всю полноту власти и основал сёгунат Токугава. Своей столицей он сделал Эдо (современный Токио). Сёгуны династии Токугава были одержимы двумя страстями – к порядку и к безопасности. Естественно, наличие столь массовой и безнравственной индустрии, связанной с криминалом, никак не соответствовало представлениям сёгунов об идеальном обществе. Однако уничтожить ее они не могли – социальную проблему “одиноких мужчин” решить было невозможно. К тому же, основными клиентами проституток были купцы, к котором сёгуны относились еще более подозрительно (они ведь ничего не производят и не воюют!).
maboga
дата:
Считалось, что мысли о развлечениях отвлекают купцов от размышлений, могущих подорвать могущество государства. Решение нашел Сёдзи Дзинъэмон, владелец публичного дома, подавший в 1612 году прошение о “перестройке” всего секс-бизнеса Эдо. Он предложил выделить для публичных домов отдельных городской квартал и свезти туда всех проституток столицы, поместив их под пристальный контроль полиции. Эта идея находилась в общем русле политики сёгуната, уже предписавшего самураям жить в одном районе города, а простолюдинам – в другом. Сюнга японские эротические гравюры были широко распространенные в средневековой Японии. Многие выдающиеся и прославленные мастера гравюры от Моронобу Хисикавы до Куниёси Итиюсая на протяжении более чем двух столетий активно способствовали процветанию жанра. Сюнга в Японии воспринимается как вполне естественный сюжет для художника.
maboga
дата:
В буквальном переводе “сюнга” означает “весенние картинки” и считается термином для эротической японской графики XVII-XX веков, но слово давно используется как синоним традиционной японской эротики вообще. Надо признать, что секс в Японии никогда не считался чем-то стыдным. Религиозные проповедники давно объяснили своей пастве, что в человеческом теле сочетаются два начала – возвышенное и духовное, с одной стороны, и земное, ищущее наслаждений, с другой. Оба этих начала требуют постоянной заботы о себе. Поэтому как романтическая любовь, так и телесные наслаждения любовников в равной степени поощрялись религией и культурными традициями. Японцы очень многое переняли у китайской цивилизации.
maboga
дата:
Лечебный аспект полового акта — пример такого заимствования. Рассматривая секс как оздоровительное средство, японцы использовали его для уравновешивания мужских и женских начал, то есть для гармонизации Инь и Янь, для концентрации мужской семенной жидкости, для приведения в необходимую норму психофизического состояния, для укрепления костей, улучшения кровообращения и очищения крови, а также в качестве фактора, необходимого для продления жизни. Сюнга демонстрирует небывалую широту представлений о том, что такое человеческий секс вообще. От полных вселенской печали панорамных пейзажей с клубком любовников где-то на отшибе или задумчивых соитий у открытого окна во время созерцания сезонных красот — до картин детально-физиологичных, жестоких, забавных, сюрреалистических — в любом сочетании сих определений. Причем, видимое нами не всегда исчерпывает смысл изображенного. Полностью обнаженными любовники изображались довольно редко. На классических сюнга периода Эдо женщины тщательно одеты и причесаны, на виду лишь половые органы, иногда грудь (чаще просто широко раскрыт ворот кимоно) и — обязательно — ножки. В Японии дореформенных лет само по себе обнаженное тело не считалось остро возбуждающим. Женщины не придавали особого значения обнажению груди, так что мужчины в общественных банях и во время совместных купаний на горячих источниках обычно носили что-то вроде фартука на животе, а женщины раздевались полностью. Эротически важными представлялись признаки первичные — и сюнгаисты изображали гениталии подробно и анатомически точно со всеми сосудами, морщинками и волосками, как правило, преувеличивая органы до исполинских размеров. Все “не основное” на картинках в большинстве случаев скрыто клубами одежд. При этом заметим, многослойные облачения на протяжении многих столетий оставались почти одинаковыми для обоих полов и разницу между мужчиной и женщиной уловить порой довольно трудно. Тем более если они уже сплелись, смешались и усердно роются в складках и складочках, чудесным образом не запутываясь и добираясь до цели.
maboga
дата:
Конфуций
Разрабатывая малый жанр бесхитростных лирических излияний – танка (“верное зеркалонародных нравов″, Конфуций), поэт насыщал свои произведения темными намеками, скрытыми цитатами и заимствованиями из других авторов; подобный прием рассматривался как литературный комплимент, но оценить подобные стилистические реверансы мог только настоящий знаток обеих литератур – как японской, так и китайской. Прежде всего поражал жанр – эротическая танка, до последнего времени неизвестный в средневековой японской литературе. Ценители хорошо знали, скажем, возникший в XIV веке театр Но с его фривольными пьесами, или фарсы кеген, где с общественно-политическими мотивами часто сочетались довольно откровенные эротические сцены; многие прекрасно разбирались в рискованной живописи Моронобу, Утамаро или Судзуки Харушиге с их сладострастными, пластичными сюжетами, но – эротическая танка! Когда именно появились изображения такого рода, сложно сказать со 100%-ной уверенностью. Сами по себе изображения половых органов в Японии имеют весьма древнюю историю и восходят ко временам дремучего язычества, когда мужской эрегированный пенис почитался как символ плодородия, талисман удачи и защиты от злых духов. Синтоистские храмы, посвященные этому символу, до сих пор существуют в разных областях Японии и процветают (хотя и не очень афишируются).
maboga
дата:
И фестивали, посвященные как фаллосу, так и половому акту, опять-таки не сильно рекламируемые местными туристическими агенствами.
maboga
дата:
Короче, восхваление МПХ, как говорят в одном широко известном ЖЖ-обществе только для дам, имеет в Японии глубочайшие корни и во многочисленных изображениях его не усматривалось ничего постыдного или аморального. Небольшие скульптурные изображения фаллоса носили с собой в качестве талисмана, приносящего удачу и отгоняющего злых духов. Особенно полезным этот амулет считался для женщин, изгнанием злых бесов, поселившихся у некоторых особо вредных баб сами-понимаете-где, было его основной задачей. Методы лечения того, что в наше время называется красиво “истерия” (с латинского “бешенство матки”) или по-простому “недотрах” и родственные ему термины, были хорошо известны и полторы тысячи лет назад.Потому китайские трактаты о медицине с подробными и богато иллюстрированными описаниями полового акта как способа оздоровления и поддержания жизненного тонуса пришлись очень и очень “в тему”. И деревянные, каменные, керамические изображения фаллоса гармонично дополнились его же образами на бумаге. Первые сюнга появились, похоже, где-то в 7-8 веках. Поначалу как иллюстрации к дворцовым и монастырским сплетням и скандалам, заботливо записанным на свитках летописцами и любителями дневниковых записей. Времена были простые и откровенные, обсуждения “кто, с кем и как” не считались темой, неприемлимой для светской беседы.
maboga
дата:
Сцена из дворцовой жизни Хэйана. Копия начала 17го века с более раннего оригинала.
Терминов “сексуальное извращение”, “нестандартная сексуальная ориентация’ и т.п. не существовало в принципе. Все естественно, что возможно. Синтоизм, как вы уже поняли, к сексу относился более, чем положительно. А вот ортодоксальный буддизм к этому был не столь снисходителен. И буддийским монахам, вообще говоря, предписывалось воздерживаться от сексуальных контактов. Но местные монахи проблему решили быстро: выращивая в своих рядах “чиго” – младших партнеров для гомосексуальных контактов. Обычно ими становились молоденькие мальчики, которые отращивали волосы, чтобы больше походить на женщин, и которым позволялось не заниматься тяжелым физическим трудом для сохранения нежности и белизны кожи.
maboga
дата:
Гомосексуальная сцена с участием монаха и “чиго”. Понятно, подобного рода вещи не одобрялись официально, что не мешало им процветать. Впрочем, и картины, где монахи, видимо, изгоняют злых бесов из высокопоставленных дам, тоже не редкость
maboga
дата:
Из китайских первоисточников (конкретно это – 17го века).
maboga
дата:
Китайские медицинские трактаты о сексе дополнились местными иллюстрированными пособиями по технике секса:
Во время первого шёгуната Камакура (12-14 века) шунга пользовались изрядной популярностью среди самурайского сословия. Небольшие книжечки “карманного” формата носили под шлемами. Не только для развлечения в часы досуга, но и как опять-таки амулеты, защищающие от злых духов и приносящие удачу. Примерно тогда и закрепилась традиция “диспропорционального” изображения половых органов: на маленьких картинках карманного формата иначе просто было невозможно разглядеть “самое интересное”. Кроме того, уже тогда существовало стойкое убеждение, что мужское и женское тела очень мало отличаются друг от друга, особенно без одежды. И основное различие между эМ и Жо – именно гениталии. Потому на картинах шунга гениталии обычно изображались непропорционально большого, аффектированного размера.
maboga
дата:
Картина начала 17го века. Обратите внимание, как мало внимания уделено, например, груди женщины. Буквально пара штрихов. При этом доспехи самурая прописаны до мельчайших деталей. Ну, и об эстетике обнаженного тела мы уже с вами беседовали: не считалось тут полностью обнаженное тело особо привлекательным зрелищем.
maboga
дата:
Во времена раннего Эдо (17й век) с развитием печатного дела и появлением первых гравюр, шунга быстро высросли в популярности среди всех слоев населения, особенно городского, кому это было более доступно. Наборы и комплекты шунга в высоко-качественном исполнении (нарисованные или раскрашенные вручную) в то время были практически постоянным элементом свадебного подарка для самураев высшего класса.
maboga
дата:
Учебное пособие” (это, правда, более позднего времени, конец 18го века). Подобные сюжеты, где парочка использует шунгу в качестве учебного пособия, встречаются достаточно часто. Примерно в это же время появилась устойчивая традиция изображать в качестве персонажей шунга (да и гравюр вообще) известных лиц. Понятно, что соседку неглиже можно увидеть практически в любое время (особенно летом). Кому это интересно? Да и вообще, захотелось на голых баб посмотреть - иди в баню и смотри, пока глазки не заболят. Простолюдинки никак не стеснялись своей наготы и удивить этим кого-то было просто невозможно. А вот дамы, занимавшие высокое положение и щеголявщие в роскошных многослойных шелках, возбуждали воображение, их-то увидеть голышом могли очень немногие. Их-то и изображали охотнее всего. Понятно, особой популярностью пользовались “селебрити” тех времен – известные куртизанки и актеры Кабуки. И “селебрити” эпохи Эдо отнюдь не возражали против их изображения в подобном виде. Известность и популярность приносили неплохой доход. Известные публичные дома выпускали карманные наборы шунга с изображением лучших своих проституток. Для надежного опознания на каждой гравюре имелся герб данной проститутки.
maboga
дата:
Одна гравюра из подобного набора. Забавно, что здесь дама занята чтением книги, пока ее клиент (судя по мечу, лежащему на полу, – самурай) занят делом, ради которого и пришел. Вообще говоря, самураям предписывалось оставлять мечи дома при походе “по бабам”. Вход в публичный дом с оружием был запрещен. Но художники частенько пририсовывали несуществующие мечи, просто чтобы яснее обозначить социальный статус мужчины (без одежды самурай ничем не отличается от простолюдина!).
maboga
дата:
Еще из аналогичного набора.
Многие известные художники того времени охотно брались за исполнение заказов на шунгу, потому как оплачивались они несравнимо выше, чем обычные портреты и пейзажи. А уж частный заказ на единичную картину приносил художнику доход, на который он мог безбедно жить несколько месяцев. Некоторые проблемы возникли в конце 17го века, когда пятый шёгун из рода Токугава, Тсунайоши (он же более известен под именем “собачий шёгун”), решил заняться моральным обликом своих поданных. Именно тогда были выделены специальные районы для проституток, выселены на окраины городов все театры и кабаки. Плюс к тому были введены запреты на убийство животных (особенно собак) и жуткие кары за подобные преступления. Шунга были также запрещены. Однако, запреты, цензура, штрафы и наказания очень мало повлияли на издание “весенних картинок”. Скорее, даже стимулировали их производство, поскольку цены на подпольную продукцию немедленно выросли. Художники перестали подписывать свои произведения, опасаясь штрафов и наказаний. Потому об авторстве картин того периода можно догадываться либо по стилю, либо по псевдонимам.
maboga
дата:
После смерти собачьего шёгуна цензура, хоть и неотмененная, значительно ослабла и шунга продолжили рост популярности и продаж. С появлением новых методов и технологий дешевые гравюры стали доступны практически каждому. И конец 18го века – подлинный расцвет этого вида искусства. Примерно в то же время достигло расцвета и искусство языка символов, когда отдельные предметы на картине позволяли объяснить дополнительно, что хотел сказать художник. Вроде европейских “аллегорий″. Язык этот был прежде всего ориентирован на конечного потребителя: сексуально активного городского жителя, мужчину. К сожалению, не все символы шунга мне известны на настоящий момент, но что знаю…
maboga
дата:
Проще всего по дополнительным деталям опознать время года, когда происходит описанное на картине. Вот, например, осень:
Парочка занялась любовью во время “тсукими” – любования полной луной. Луна тут особенно красивая и большая в сентябре-октябре.
maboga
дата:
Новый год:
На картине присутствует новогодняя икэбана-кадоматсу, дополненная мандарином-миканом и большой креветкой – традиционные символы Нового года в Японии. Парочка явно пьет новогоднее саке.
maboga
дата:
Ханами, цветение сакуры:
Конкретно “весенняя картинка”. Пара явно собиралась расположиться под цветущей сакурой на пикник с выпивкой и закуской, но вот не утерпели…
maboga
дата:
Помимо столь явных символов, есть и менее очевидные, смысл которых желательно знать заранее. Для лучшего понимания происходящего.
Здесь вот, например, все уже закончилось. Многочисленные смятые салфетки, валяющиеся в разных местах, говорят, что парочка неплохо провела время.
maboga
дата:
А здесь еще и не начиналось:
Соблазнение. Судя по длине рукавов и изобилию красного в костюме и прическе, девушка совсем молоденькая. А вот самурай уже не очень молод, о чем говорит дерево сливы в горшке на заднем плане. Слива – символ зрелости, а цветущая слива с торчащими вверх ветками говорит… думаю, сами догадаетесь. Короче, “старый конь борозды не испортит”. К тому же, этот самый “старый конь” явно подпихивает девушке книгу с шунга. Типа, а не попробовать ли нам? Здесь же присутствует и один из самых распространенных символов, относящихся к неявному изображению женских гениталий. Разрезы рукавов около кистей рук. Многослойный шелк с красным “нутром”. Ничего не напоминает? Судя по тому, что правый рукав девушки явно склоняется в сторону настойчивого самурая, можно не сомневаться в исходе данной встречи. Кроме того, по шунга, как и по гравюрам вообще, можно изучать быт, нравы и кое-какие обычаи, принятые в соответствующее время. Например, по шунга неплохо прослеживается эволюция местных подушек-макура. Однако, не следует забывать, что шунга - в некоторой степени (а иногда и в очень большой степени!) плод воображения художника. Не всегда изображение реалистично. Короче, не пытайтесь воспроизвести в домашних условиях все, что изображено на картинах.
maboga
дата:
Здесь, например, один самурай на десять девушек . Если я не обсчиталась. Кто кого имеет – еще вопрос. Очень часто на картинах присутствует свидетель (или несколько). Один из самых распространенных сюжетов - семейная пара занимается сексом рядом со своим ребенком. Ребенок иногда спит, иногда занят своими делами, иногда с интересом наблюдает за родителями.
maboga
дата:
Суровая правда жизни: вся семья делит один футон (матрас). Такое было обычным делом не только для бедняков, но и для семей со средним достатком, как деревенских жителей, так и горожан. Зимой вместе теплее, а летом достаточно одной антимоскитной сетки. Помимо невольных свидетелей частыми персонажами на картинах бывают и откровенно любопытствующие. Картины из серии “наблюдение за наблюдающим” – один из самых полулярных сюжетов шунга.
maboga
дата:
Служанка принесла саке парочке. Ее явно приглашают присоединиться.
Продолжение следует в самое ближайшее время
Агроном 71
дата:
Очень познавательная тема
Tuyan
дата:
Спс за эту тему! Тоже много интересного узнал))
Volganin
дата:
Действительно, Восток-дело тонкое...Интересного и познавательного много... Воспринимать с учётом ИХ философии ...
Зубр-С
дата:
Японцы во всём оригинальны.
maboga
дата:
Продолжим
Сцена в публичном доме:
maboga
дата:
Еще из этой же серии.
Подглядывающую служанку “оприходовал” мимо проходящий гость публичного дома.
Tuyan
дата:
(maboga @ 26.11.2013 - время: 14:12) Еще из этой же серии.
Подглядывающую служанку “оприходовал” мимо проходящий гость публичного дома. Повезло же...служанке и клиенту))
maboga
дата:
Встречаются и сцены насилия.
Сказ о том, как опасно ходить по ночам в одиночку. Заметьте, однако, какая мерзкая рожа у насильника. Совершенно очевидно, что автор картины такого явного безобразия не одобряет. Еще один довольно популярный сюжет шунга - шунга-ужастик. С участием привидений, монстров, духов умерших и т.п.